logotype
АПМО
Адвокатская палата московской области

Обращение Президента АПМО к заместителю начальника Управления Судебного департамента по Московской области Зембатову М.Р.

21 июля 2015

Уважаемый Марат Русланович!

По результатам встречи 13.07.2015 г. рабочей группы по погашению задолженности перед адвокатами, принимающими участие в уголовных дела по назначению суда, были подтверждены ранее достигнутые договоренности о том, что Управление каждую пятницу представляет информацию о произведенных перечислениях, а также представляет в Палату копии документов о возврате ненадлежащим образом оформленных реестров.
К сожалению, ни в пятницу 17 июля, ни по настоящий момент указанная информация в АПМО не поступила. На встрече Вы сообщили, что возвращены реестры в Озерский судебный участок в связи с их неправильным оформлением. Однако по сегодняшний день причины возврата нам неизвестны.
Просим в ближайшее время во исполнение достигнутых договоренностей передать нам указанные данные и впредь придерживаться согласованных сроков.
По просьбе члена рабочей группы Шамшурина Б.А. была представлена оборотно-сальдовая ведомость по платежам, совершенным Управлением Судебного департамента за период с 01.01. по 13.07.2015 г. Однако, содержащиеся в ней данные об имеющейся задолженности не соответствуют нашим данным. В связи с этим прошу согласовать на ближайшее время рабочую встречу представителя АПМО Фомина В.А. с ответственным сотрудником Управления для проведения сверки.
Кроме того, в ходе встречи 13.07.2015 г. Вы сообщили, что Вами направлен запрос в Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации с просьбой разъяснить возможность включения для оплаты времени ознакомления адвоката с материалами дела, а также с протоколом судебного разбирательства после вынесения приговора судом. Просим сообщить о результатах рассмотрения Вашего запроса.
Одновременно считаем необходимым довести до Вашего сведения позицию АПМО по данному вопросу.
Мы полагаем, что отказ в оплате времени ознакомления адвоката с материалами дела, а также с протоколом судебного разбирательства после вынесения приговора судом не соответствует закону. В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 42 "О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам" содержится прямое указание, согласно которому, при определении размера вознаграждения адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя и суда, подлежит учету время, затраченное им на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 53 УПК РФ, включая время, затраченное на посещение подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного, лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, находящегося соответственно в следственном изоляторе (изоляторе временного содержания) или в психиатрическом стационаре, на изучение материалов уголовного дела, а также на выполнение других действий адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи при условии их подтверждения документами.

Данная позиция была неоднократно поддержана судебными инстанциям.

Так в Определении Верховного суда РФ от 9 октября 2008 г. N ГКПИ08-1840 указывается, что «в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами.
Статьей 53 УПК РФ к полномочиям защитника отнесены следующие права: иметь с подозреваемым, обвиняемым свидания в соответствии с пунктом 3 части четвертой статьи 46 и пунктом 9 части четвертой статьи 47 данного Кодекса; собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, в порядке, установленном частью третьей статьи 86 указанного Кодекса; привлекать специалиста в соответствии со статьей 58 названного Кодекса; присутствовать при предъявлении обвинения; участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с участием подозреваемого, обвиняемого либо по его ходатайству или ходатайству самого защитника в порядке, установленном названным Кодексом; знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, протоколами следственных действий, произведенных с участием подозреваемого, обвиняемого, иными документами, которые предъявлялись либо должны были предъявляться подозреваемому, обвиняемому; знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения в любом объеме, снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств; заявлять ходатайства и отводы; участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора, суда и участвовать в их рассмотрении судом; использовать иные не запрещенные настоящим Кодексом средства и способы защиты (часть 1).
Таким образом, приведенные выше нормы предусматривают отстаивание законных интересов доверителя не только в судебном заседании, но и во всем уголовном судопроизводстве».

Существующий Порядок расчета вознаграждения адвоката, утвержденный Приказом Министерства юстиции РФ и Министерства финансов РФ от 5 сентября 2012 г. N 174/122н не содержит запрета на оплату юридической помощи, оказанной адвокатом вне судебного заседания, в том числе и в помещении СИЗО, напротив, следует, что подлежит оплате участие адвоката во всем уголовном судопроизводстве по назначению. Время занятости адвоката исчисляется в днях, в которых адвокат был занят выполнением поручения. Сходная позиция высказывалась и Московским областным судом в частности по делу 22к-2448/2015: ознакомление с материалами дела входит в выполнение адвокатом предусмотренных ч. 1 ст. 53 УПК РФ полномочий и связано с осуществлением защиты, следовательно, эти действия подлежат оплате, что соответствует положениям постановления Пленума Верховного суда РФ № 42 от 19.12.2013 г.
В связи с изложенным, полагаем, отказ в оплате труда адвоката по надуманным основаниям приведет к еще большему нарастанию социальной напряженности.

С уважением,
Президент АПМО А.П. Галоганов


Возврат к списку


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Наверх