logotype
АПМО
Адвокатская палата московской области

Начало активной фазы борьбы с иностранными взяткодателями

Российская Федерация имплементировала большинство положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой Резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г., и в настоящее время практически все они нашли отражение в российском законодательстве.

В рамках реализации Конвенции в Российской Федерации была принята Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 N 460)

Согласно ст. 26 Конвенции каждое государство-участник принимает такие меры, какие, с учетом его правовых принципов, могут потребоваться для установления ответственности юридических лиц за участие в преступлениях, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией. Реализацией названных норм явилось введение института административной ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений (ст. 19.28 КоАП).

В настоящее время на рассмотрение Государственной Думы представлен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Действующая редакция статьи 19.28 КоАП предусматривает возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности за совершение вышеуказанных деяний исключительно от имени или в интересах данного юридического лица.

Законопроектом предлагается расширить диспозицию статьи 19.28 КоАП в целях обеспечения возможности привлечения юридических лиц к административной ответственности в случае, когда указанные выше противоправные деяния совершаются не только от имени или в интересах данного юридического лица, но и в интересах третьих лиц – выгодоприобретателей, которыми могут являться аффилированные лица, дочерние общества и т.п. Законопроект также предусматривает расширение круга лиц, выступающих на стороне взяткополучателя.

Так, любые физические и юридические лица, которые по указанию должностного лица, действуя в его интересах, являются получателями денежных средств, имущества, прав и услуг признаются участниками коррупционной сделки.

В последние годы российские правоохранительные органы не перестают докладывать о громких уголовных делах в отношении чиновников-взяткодателей, однако случаи раскрытых дел по подкупу российских чиновников иностранными компаниями упоминаются крайне редко.

Не исключено, что в ближайшее время произойдут громкие коррупционные разоблачения иностранных юридических лиц.

Для сравнения хотелось бы привести данные Департамента Юстиции США, согласно которым только с начала этого года Департаментом анонсированы процедуры антикоррупционного расследования в отношении 29 крупных, в том числе транснациональных компаний, чьи акции котируются на биржах США. Часть этих компаний признала обвинения и согласилась на добровольную выплату «драконовских» штрафов.

Наверх